Лучшие пилоты в истории автоспорта: новая методика от статистического портала
Шумахер — только восьмой?! Рейтинг лучших гонщиков всех времён поражает
Единственный россиянин — на 220-м месте. И это не Квят и не Петров.
Да, всё так: человечество снова попыталось определить лучшего пилота в истории автоспорта – на сей раз такую задачу перед собой поставил статистический портал Racing Years. На основе собственной системы оценивания Racing Years был составлен топ-250 гонщиков за всё время существования гоночных соревнований. Конечно, данная методика весьма спорна — хотя бы потому, что сравнивать пилотов из разных эпох не слишком корректно. Но пройти мимо новой точки зрения на столь интересную тему мы просто не могли.
Критерии оценивания
Содержание статьи:
Вначале отметим самое важное: рейтинг Racing Years основан исключительно на статистических показателях: за основу были взяты результаты выступлений пилотов. Однако не всё так банально и просто, как может показаться на первый взгляд.
Для того чтобы претендовать на попадание в данный рейтинг, в послужном списке пилота должно насчитываться как минимум 85 стартов в официальных гоночных соревнованиях. Исследования, основанные на более скудном опыте, считаются слишком необъективными.
Ещё один важный момент: помимо выступлений пилотов в «Королевских гонках», данное исследование учитывает ещё и результаты, добытые в других сериях. У каждого чемпионата есть свой коэффициент, основанный на силе гоночного первенства (на взгляд авторов исследования). Наивысшим коэффициентом вполне предсказуемо обладает Формула-1. На втором месте в импровизированном рейтинге силы расположился чемпионат Европы по автогонкам (довоенный аналог Ф-1). Ну и далее по убыванию: IndyCar (и все его американские предшественники), главная «молодёжка» мира (будь то Ф-3000, GP2 или Ф-2), Мировая серия «Рено», WEC (да, «кузова» тоже считаются), Ф-3/GP3, DTM/NASCAR – копать глубже мы уже не будем.
По мнению вашего автора, открытые колёса и «кузова» – две абсолютно разные стихии, и проводить между ними параллели уж точно не стоит. Однако начисленные баллы за «кузова» помогут немного подняться в рейтинге более универсальному пилоту, выступавшему в открытых колёсах.
Также стоит отметить, что на финальный рейтинг пилотов, помимо их успехов, влияют также и ошибки: за каждую аварию и прочие гоночные происшествия гонщик теряет определённое количество баллов. А вот что касается гонок, в которых пилот сошёл с дистанции из-за механических проблем, то они просто не учитываются при подсчёте.
Другой важный критерий оценки гонщиков: выступления на фоне напарников (в квалификации и гонке). От извечных сравнений двух представителей одной команды не скрыться даже здесь.
Ну и финальная стадия подсчётов: набранные пилотом за всю карьеру баллы (именно по данной системе, а не на трассе) нужно разделить на количество проведённых гонок. Самое время посмотреть, какие результаты нам подарило подобное исследование.
Двое гонщиков из топ-10 никогда не выступали в Ф-1
Начнём с самого главного – обладателя звания лучшего пилота в истории автоспорта согласно исследованию Racing Years. И первое место, причём с весьма внушительным отрывом, забирает… Айртон Сенна. В этот раз сухая статистика и живые люди сошлись во мнениях. Когда экспертов, фанатов или гонщиков-коллег просят назвать имя величайшего пилота в истории Ф-1, фамилия Сенны неминуемо становится одной из самых часто произносимых.
Первая небольшая неожиданность нас ожидает на втором месте рейтинга: серебро забрал Джеки Стюарт. Да, шотландец – трёхкратный чемпион и легенда Формулы-1. Но будем честны: на втором месте ожидаешь увидеть условного Шумахера или Проста – людей, которых периодически нарекают величайшими гонщиками в истории.
Бронзу забирает Хуан Мануэль Фанхио. Здесь всё понятно: быстрейший гонщик на заре появления Ф-1. Следом за аргентинцем в рейтинге расположилась другая суперзвезда из 1950-х – Альберто Аскари. А на пятом месте нас ожидает очень интересная фигура: легенда довоенных гонок Рудольф Караччиола (три титула чемпионата Европы по автогонкам). Как видите, авторы исследования не забыли про гонщиков, не заставших Формулу-1.
Шестую строчку занял единственный посмертный чемпион Формулы-1 Йохен Риндт. Карьера австрийца ввиду раннего ухода из жизни получилась не очень продолжительной, но статистики оценили её по достоинству.
7-е место отходит Джиму Кларку — возможно, самому талантливому пилоту 1960-х, а может, и всей Ф-1.
8-е место – Михаэль Шумахер. Да, Красный Барон не попал даже в топ-5 – очень неожиданный результат. Явно подвело неудачное возвращение в чемпионат мира в 2010-м.
Строчкой ниже расположилась ещё одна легенда довоенных гонок Тацио Нуволари. Очень часто именно итальянца называют самым выдающимся гонщиком довоенной эпохи.
Ну и замыкает первую десятку Ален Прост – неожиданно низко для четырёхкратного чемпиона Формулы-1.
Хэмилтон только 13-й, а Монтойи и Вильнёва вообще нет в рейтинге
Если в топ-10 мы увидели плюс-минус те фамилии, которые и ожидали, то вот, начиная со второго десятка, удивляться мы будем всё больше и больше. Первое, что бросается в глаза – 13-е место Льюиса Хэмилтона. Сказать, что это неожиданно – не сказать ничего. Пилота, которого в последние годы сравнивают с лучшими в истории (о справедливости подобных сравнений мы не говорим) сухая статистика определила во второй десяток.
Прямо перед Хэмилтоном в рейтинге расположился Стирлинг Мосс – один из лучших пилотов Ф-1, кому так и не довелось стать чемпионом. Совсем немного Стирлинг уступил блиставшему в конце 1930-х и 1940-х Жан-Пьеру Вимиллю. Чем Мосс лучше Хэмилтона? Ну, например, у него выше процент побед над напарниками в квалификациях и гонках, а также среднее число очков на гонку (при пересчёте на систему 10-6-4-3-2-1) — 6,49 против 5,76 у Хэмилтона.
На 14-м месте можно увидеть Акилле Варци – ещё один представитель довоенной эпохи. Он не оставил столь глубокий след в истории, как тот же Караччиола или Нуволари, однако его результатов хватило для того, чтобы опередить в этом рейтинге многих прославленных чемпионов.
Немного удивляет ни разу не побеждавший в Ф-1 Жан Бера, которому удалось забраться на 15-ю строчку рейтинга. Следом за французом расположился обладатель титула 1958 года Майк Хоторн. Следующие три позиции занимают другие чемпионы Ф-1 – Джек Брэбем, Нино Фарина и… Макс Ферстаппен. Учитывая, что голландцу всего 24 года, его 19-я строчка – невероятное достижение.
Следующего действующего пилота Ф-1 мы сможем увидеть только в конце третьего десятка: 29-е место занял Себастьян Феттель. Тремя строчками ниже расположился великий Ники Лауда. И вот здесь действительно обидно: не покидает ощущение, что легендарный австриец должен котироваться куда выше.
Ален Прост и Ники Лауда после победы австрийца в чемпионате 1984 года
Фото: Mike Powell/Allsport/Getty Images
Далее рейтинг начинает выдавать совсем уж странные результаты: Фернандо Алонсо 45-й, единственный обладатель Тройной короны Грэм Хилл 50-й, Мика Хаккинен 55-й, Ронни Петерсон 59-й.
Также стоит отметить 65-е место Боттаса – достаточно высокий результат для Валттери, учитывая, что почти в 20 позициях позади расположился Кими Райкконен. Другой представитель современного пелотона Ф-1 Шарль Леклер взобрался на 72-ю позицию. Что интересно, для монегасков это не самый выдающийся результат – Луи Широн 34-й.
Среди других статистических аномалий бросается в глаза 90-е место Франка Монтаньи. Помните такого? В 2006-м провёл несколько гонок за «Супер Агури». Хотя столь высокую позицию ему обеспечили уж точно не выступления в Ф-1. Шутка ли, Монтаньи опередил Элио де Анджелеса, Патрика Тамбэ, Нико Росберга и Риккардо Патрезе – все они чуть позади.
Франк Монтаньи в составе «Супер Агури»
Фото: Mark Thompson/Getty Images
Следующий сюрприз – Оскар Пиастри. Да, выступая только лишь в юниорских сериях, австралиец забрался на 116-ю позицию. Кстати, о младших формулах: нашлось место в этом рейтинге и для Роберта Шварцмана (220-е) – единственного россиянина в топ-250.
Среди тех, кому так и не довелось попасть в этот рейтинг, можно встретить несколько громких имён. В первую очередь это Жак Вильнёв. Каким-то непостижимым образом чемпион мира 1997 года не вошёл в число 250 лучших гонщиков в истории автоспорта. Также бросается в глаза отсутствие Баррикелло, Френтцена и Монтойи. Такие вот неожиданные результаты экспериментального исследования.
****
Как было сказано в самом начале, сравнение пилотов из разных эпох – затея крайне сомнительная. На протяжении долгих лет автоспорт эволюционировал, и гонщикам приходилось работать в уникальных условиях, недоступных ни старшему, ни младшему поколениям. Поэтому любая попытка определить лучшего гонщика в истории изначально обречена на провал и носит, скорее, развлекательный характер. Оттого и данное исследование не стоит принимать близко к сердцу, если ваш любимый пилот оказался в рейтинге слишком низко или вообще в него не попал. Ну а если результаты приятно удивили – наши поздравления!