Поспешный пит-стоп «Астон Мартин» на Гран-при Монако Ф-1: как Алонсо боролся с Ферстаппеном и Оконом
Безумие «Астон Мартин»: кто виноват в самоубийственной тактике Алонсо?
Пит-стоп экс-чемпиона на Гран-при Монако невозможно объяснить логически.
В паддоке Формулы-1 Гран-при Монако называли лучшим шансом Фернандо Алонсо на победу в этом году. Увы, на первом отрезке Ферстаппен на «Ред Булл» уверенно уехал от испанца, но затем сама погода сжалилась над «Астон Мартин» и под видом дождя подарила команде новый шанс.
Его Алонсо сотоварищи, увы, тут же выкинули. Попробуем разобраться, кто же в этом виноват.
Хронология пит-стопов
Содержание статьи:
Дождь, который в Монте-Карло ждали с самого утра, начался на 54-м круге гонки. Алонсо шёл вторым, уступая Ферстаппену 11 секунд, оба в боксах ещё не побывали. Зато уже сменил шины главный преследователь Фернандо — Эстебан Окон перешёл на «хард» и шёл позади Расселла на четвёртом месте, в 30 секундах от Алонсо.
Часть пилотов начинают переходить на «промежуточные» шины — первыми стали Боттас и Стролл, за ними последовали Чжоу и Албон. Алонсо поехал вслед за ними — и это стало первой ошибкой. В «Астон Мартин» могли бы отложить пит-стоп на круг-другой, чтобы оценить темп Стролла.
Стролл перешёл на «промежуточные» ещё до пит-стопа Алонсо
Фото: Mark Thompson/Getty Images
Да, трасса становилась всё более влажной, но главные соперники — Ферстаппен и Окон — тоже оставались на сликах и в случае ухудшения условий тоже вынуждены были бы ехать за «промежуточными». Кроме того, останься Алонсо на круг дольше — и смог бы почувствовать, что с таким дождём слики не справляются. Ведь если команда исходит из того, что трасса не будет становиться хуже, один круг не приведёт к большой потере времени.
Лишний круг позволил бы принять решение более взвешенно, но тянуть с остановкой в боксах стратеги не стали, и Алонсо пришлось гадать. «В седьмом и восьмом, наверное, и правда лучше на «промежуточных», но остальная трасса вроде сухая, — передал инженеру на круге перед пит-стопом Фернандо. — Не знаю, приятель, не знаю».
На «медиуме» у Алонсо не было шансов против Ферстаппена
Фото: Peter Fox/Getty Images
Спустя несколько секунд инженер снова вышел на связь и подтвердил пит-стоп — с переходом на «медиум». На одном круге с Фернандо на пит-лейн отправились Эстебан Окон и Льюис Хэмилтон — и оба перешли на «промежуточные». Даже Макс Ферстаппен, когда ему сказали, что Алонсо остался на сликах, уверенно заявил, что ему нужны «промежуточные».
Макс оказался прав и спокойно перешёл на новые шины, а вот испанцу пришлось кругом позже возвращаться в боксы и ставить себе правильную резину. После этого отставание от Ферстаппена выросло вдвое — до 20 секунд. Окон так и остался третьим, но отставал уже всего на шесть секунд…
Формула-1 2023. Этап 7, Монако, Монако Гран-при Монако. Гонка (78 кругов, 260.286 км) 28 мая 2023, воскресенье. 16:00 МСК Окончено 1
Макс Ферстаппен Red Bull 1:48:51.980 2
Фернандо Алонсо Aston Martin +27.921 3
Эстебан Окон Alpine +36.990
Пилоту виднее
В чём могла быть выгода этого решения? Если в «Астон Мартин» хотели побороться с Ферстаппеном, то победить его «медиум» не помог бы: Макс оставался на трассе дольше и просто перешёл бы вслед за Алонсо на слики, если бы асфальт действительно стал сохнуть. Это был бы продуманный риск, если бы Макс уже перешёл бы на «промежуточные» и должен был возвращаться на слики — если трасса, как и предполагали в «Астон Мартин», останется преимущественно сухой.
Если представить, что стратеги Фернандо таким образом защищались от Окона, то тоже выходит ерунда: Эстебан уже побывал на одном пит-стопе, шёл на сликах и уступал 30 секунд. Это достаточный отрыв, чтобы потерпеть один круг и не пропустить «Альпин» после пит-стопа — при условии, что трасса стала бы сохнуть, в чём и была ставка Фернандо.
В шести гонках сезона Алонсо пять раз побывал на подиуме
Фото: Peter Fox/Getty Images
В целом первый пит-стоп «Астон Мартин» выглядит крайне поспешным и недальновидным решением, и, судя по радиопереговорам, именно Алонсо склонил к нему команду. Почему стратеги не настояли на своём? Слишком высок авторитет Фернандо? Вероятнее всего, дело в том, что гонщик в кокпите лучше видит состояние асфальта, чем стратег на командном мостике, и в таких вопросах логичнее довериться ему.
Разумеется, бывают и ошибки — как, например, случилось с Ландо Норрисом, когда он не захотел переходить на дождевые шины и упустил победу в Сочи. Главное — делать из ошибок правильные выводы. Тем более в итоге лишний пит-стоп не стоил Алонсо позиции. Но таких шансов побороться с «Ред Булл» в этом году почти наверняка больше не будет.
Даже дождь не остановил Ферстаппена! Весёлая концовка гонки в Монако
Перес чудовищно себя подставил в борьбе за титул в Ф-1. Последние шансы — о стену