Достоверность фильма «Гонка» (Rush) с точки зрения истории — что правда, а что выдумка авторов
«Феррари» уже в кинотеатрах. А насколько правдива культовая «Гонка»?
Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Комментарии В целом достоверно, но есть пару неточностей.
21 декабря 2023 года в России состоялась долгожданная премьера «Феррари» – фильма, посвящённого самому тяжёлому периоду в жизни великого автоконструктора. Как и к любому байопику, к данной киноленте будет приковано повышенное внимание в контексте соответствия постановки реальной истории. А насколько был правдив ставший уже культовым фильм «Гонка»? Представляем вашему вниманию небольшой анализ самых примечательных сцен и сюжетных линий на соответствие реальной истории.
Столкновение Лауды и Ханта в Формуле-3 — выдумка
Содержание статьи:
- 1 Столкновение Лауды и Ханта в Формуле-3 — выдумка
- 2 Лауда взял кредит, чтобы начать карьеру в Формуле-1 — правда
- 3 Лауда получил место в «БРМ» бесплатно, потому что помог сделать машину быстрее — выдумка
- 4 Лауда раскритиковал болид «Феррари» после первых тестов — правда
- 5 Обстоятельства знакомства Лауды со своей будущей женой — отчасти правда
- 6 Лауда и Хант сражались за победу в финальной гонке сезона-1975 — выдумка
- 7 Дисквалификация Ханта по итогам Гран-при Испании — правда
- 8 Лауда призывал к бойкоту Гран-при Германии-1976 — правда
- 9 Авария Лауды на «Нордшляйфе» — практически документальная точность
- 10 Избиение Хантом репортёра — выдумка
- 11 Лауда завершил финальную гонку сезона-1976 из-за слишком рискованных погодных условий — правда, но есть нюанс
Что показали в фильме: в 1970 году Хант и Лауда схлестнулись за победу в гонке британской Формулы-3 на трассе «Кристал Пэлас» – дошло до столкновения: обе машины развернуло, Ники заглох и выбыл из гонки, а вот Джеймс смог продолжить заезд и даже победить.
Как было на самом деле: Хант действительно соревновался на «Кристал Пэлас» в рамках чемпионата британской Ф-3 1970 года. И действительно поучаствовал в столкновении в конце заезда, однако продолжить гонку он был не в состоянии – сход с дистанции. Также стоит отметить, что столкнулся Джеймс вовсе не с Лаудой, а с Дейвом Морганом. Что же до австрийца, то он вообще не принимал участия в том заезде.
Соседи, ставшие соперниками
Лауда взял кредит, чтобы начать карьеру в Формуле-1 — правда
Будущий трёхкратный чемпион родился в одной из богатейших семей Австрии – его дед Ганс Лауда был крупным промышленником. Впрочем, несмотря на большие возможности, старшие родственники не горели желанием спонсировать гоночную карьеру Ники. Апогей напряжённых отношений внутри семейства Лауда настал в 1972 году, когда Ганс отказался выделить внуку денег на дебют в Формуле-1 – с тех пор Ники больше не разговаривал с дедом.
Оставшись без поддержки семьи, начинающий австрийский гонщик взял кредит в банке «Райффайзен», логотип которого ещё долго красовался на шлеме Лауды – условие для нулевой процентной ставки. Так Ники смог себе выкупить место в команде «Марч» на сезон-1972.
На шлеме Ники Лауды заметен логотип банка
Фото: Кадр из фильма
Лауда получил место в «БРМ» бесплатно, потому что помог сделать машину быстрее — выдумка
Что показали в фильме: в преддверии сезона-1973 Ники примкнул к «БРМ» – снова на правах рента-драйвера. Впервые увидев свою новую машину, австрийский гонщик немного повозмущался излишним весом болида, а затем рассказал, как можно серьёзно облегчить машину.
Ставка Лауды на магниевый сплав деталей сработала на ура: болид стал быстрее на две секунды. Владелец «БРМ» Луи Стэнли попытался разузнать у австрийца секрет столь внушительного прогресса, на что тот ответил, что поделится информацией лишь на определённых условиях – Лауда хотел получить точно такой же контракт, как у лидера команды Клея Регаццони.
Ники Лауда и болид «БРМ»
Фото: Кадр из фильма
Как было на самом деле: Лауда и вправду очень быстро открестился от статуса рента-драйвера, но не благодаря инженерным познаниям, а с помощью гоночного таланта. Что интересно, Ники так и не успел заплатить «БРМ». Лауда убедил босса команды, что его спонсоры произведут выплату после Гран-при Монако, однако источник финансирования он так и не нашёл – австриец блефовал.
К счастью для Ники, по итогам всё той же гонки в Монте-Карло Луи Стэнли предложил Лауде трёхлетний контракт, при подписании которого австрийский пилот освобождался от финансовых обязательств со своей стороны. Лауда принял предложение, однако тот сезон стал для него последним в составе «БРМ»: в следующем году Ники перейдёт в «Феррари».
Ф-1 покидает главный спонсор в её истории: табачники спасли «Макларен» и уломали «Феррари»
Лауда раскритиковал болид «Феррари» после первых тестов — правда
После первой пробы болида 312 B3 во Фьорано Лауда не постеснялся назвать машину «куском дерьма» – главной претензией австрийца была недостаточная поворачиваемость. Чуть позже Ники более конструктивно описал все недостатки машины главному конструктору команды Мауро Форгьери: не без помощи Лауды основные проблемы машины были устранены перед стартом сезона.
Обстоятельства знакомства Лауды со своей будущей женой — отчасти правда
Как и показано в фильме, Ники познакомился со своей первой женой Марлен Кнаус в 1975-м на вечеринке, организованной немецким актёром Курдом Юргенсом, с которым на тот момент состояла в отношениях Марлен. Кстати, Лауда также был помолвлен с другой женщиной. Спустя год после знакомства Ники и Марлен поженились.
Что касается сцены с экстремальной ездой на позаимствованном у местных жителей «Фиате», то это уже художественный вымысел. А вот в чём фильм достоверен, так это в том, что Марлен при первой встрече не признала в Лауде всемирно известного гонщика.
Марлен Кнаус и Ники Лауда
Фото: Кадр из фильма
Лауда и Хант сражались за победу в финальной гонке сезона-1975 — выдумка
Что показали в фильме: финал сезона-1975 на «Уоткинс Глен». В борьбе за лидерство Лауда опережает Ханта на последнем круге дистанции из-за возникших на «Хескете» британца механических проблем. Джеймс сошёл с дистанции, а Ники одержал победу, благодаря которой он взял свой первый титул в Формуле-1.
Как было на самом деле: Лауда и Хант в принципе не вели никакого сражения в той гонке. Австриец с самого старта умчал вперёд – единственным, кто смог за ним угнаться, стал Эмерсон Фиттипальди. Австрийский пилот выиграл Гран-при США, пролидировав от старта до финиша (и никаких обгонов на последнем круге). Кстати, с точки зрения борьбы за чемпионство та гонка ничего не решала: Лауда оформил титул ещё на прошлом этапе в Монце.
Что же до Ханта, то пилот «Хескета» боролся за третью позицию. Под занавес гонки он действительно столкнулся с механическими проблемами, однако ему удалось добраться до финиша, причём на достаточно неплохой четвёртой позиции.
Не хватило только шестиколёсного «Тиррелла»
Дисквалификация Ханта по итогам Гран-при Испании — правда
Всё как показали в фильме. Хант выиграл гонку на «Хараме», но «Феррари» подала протест на триумфатора Гран-при. По мнению итальянцев, ширина болида Джеймса превышала допустимые нормы. Судьи удовлетворили протест «Скудерии», дисквалифицировав Ханта: победителем Гран-при стал Лауда.
Впрочем, в Уокинге не собирались так просто сдаваться. «Макларен» подал апелляцию, настояв на том, что нарушение регламента стало следствием расширения шин из-за перегрева. В конечном итоге спортивный суд согласился с аргументами «Макларена» – Ханту вернули заслуженную победу.
5 скандальных побед в истории Формулы-1. На их фоне спорный выигрыш Хэмилтона — ерунда
Лауда призывал к бойкоту Гран-при Германии-1976 — правда
Тяжёлые погодные условия вкупе с непростым характером старой трассы «Нордшляйфе» стали поводом для дискуссии о целесообразности проведения Гран-при Германии. Главным сторонником отмены гонки был Лауда. Австриец выступил с речью перед другими пилотами, агитируя голосовать за бойкотирование Гран-при. Ораторских навыков Лауды оказалось недостаточно: с перевесом в один голос пилоты проголосовали за проведение гонки.
Авария Лауды на «Нордшляйфе» — практически документальная точность
Рону Ховарду удалось практически покадрово воссоздать ужасную аварию Лауды на «Северной петле» – одна из лучших сцен фильма. Причина срыва машины в повороте (поломка задней подвески), траектория движения болида, столкновение Харльда Эртля и Бретта Лангера с горящей «Феррари», четыре пилота, спасающие Лауду от верной смерти – авторы фильма учли всё при воссоздании самой драматичной сцены.
Права на видео принадлежат Universal Pictures. Посмотреть видео можно на YouTube-канале Universal Pictures.
Избиение Хантом репортёра — выдумка
Что показали в фильме: на пресс-конференции в преддверии Гран-при Италии – первого для Лауды после возвращения за руль – один из журналистов задал австрийцу провокационный вопрос, граничащий с оскорблением. Хант подобных выпадов в сторону соперника не оценил: после пресс-конференции он выцепил того самого репортёра, отвёл его в укромное место, где хорошенько избил.
Как было на самом деле: хоть люди, знавшие при жизни Ханта, и говорили, что он действительно мог так поступить в схожей ситуации, но ничего подобного и близко не было. Случись избиение репортёра в действительности, последствий Ханту вряд ли удалось бы избежать – дело могло дойти вплоть до уголовной ответственности.
А вот в чём фильм достоверен, так это в том, что разъярённый Лауда покинул пресс-конференцию после вопроса о его внешности. Правда, реальный репортёр был куда тактичнее киношного, спросив Лауду, собирается ли он делать пластическую операцию по удалению шрамов и ожогов. В фильме Ники отказался отвечать на куда более жёсткий вопрос, надеется ли он сохранить брак при такой внешности.
Феррари уже поставил на нём крест. Блистательное возвращение Лауды после ужасного пожара
Лауда завершил финальную гонку сезона-1976 из-за слишком рискованных погодных условий — правда, но есть нюанс
В реальности, как и в фильме, Лауда свернул в боксы после первого круга финальной гонки на «Фудзи». Причиной для добровольного схода с дистанции послужил мощнейший ливень – видимость была практически нулевой. Казалось бы, режиссёр всё верно показал, однако есть одно «но». В фильме главной мотивацией к подобному действу стало опасение за свою жизнь, тогда как в реальности австриец банально оказался не в состоянии управлять машиной в сильнейший ливень из-за не до конца восстановившихся после аварии век. Гонщикам приходилось периодически поднимать визор шлема (так как он запотевал), что не мог себе позволить Лауда с его состоянием глаз.
Каким был 1976-й
***
В заключение проговорим одну важную вещь: наш небольшой исторический анализ – ни в коем случае не попытка принизить заслуги людей, работавших над кинолентой. «Гонка» – со всех сторон очень качественное кино, и тот факт, что фильм высоко оценили как поклонники автоспорта, так и обычные зрители – ещё одно тому подтверждение. Да, в фильме есть несколько исторических несостыковок, но их легко можно оправдать законами драматургии. Да и к тому же, если рассматривать картину целиком, кино получилось достаточно правдоподобным. Будем надеяться, что нечто похожее мы сможем сказать и про фильм «Феррари».
Истории В ожидании шедевра от Хэмилтона и Питта! Топ-10 лучших фильмов об автоспорте