Можно ли отменить штраф, если инспектор ошибся в протоколе. Объясняем
Юристы объяснили, когда можно отменить штраф ГИБДД из-за ошибки в протоколе Составляя протоколы на автомобилистов, инспекторы ГИБДД нередко допускают ошибки. Когда эти недостатки могут стать поводом для отмены штрафа, а когда наказания не избежать — разбираем свежее решение Верховного суда
Фото: Autonews.ru
При остановке автомобилиста за нарушение ПДД инспекторы ГИБДД обязаны составить на водителя протокол. При этом иногда в документы прокрадываются неточности, ошибки и опечатки. Например, при указании адреса самого места нарушения, в имени водителя или времени произошедшего. Могут ли такие просчеты стать поводом для отмены штрафа, в каких случаях в документы можно вносить исправления и когда суды в любом случае накажут автомобилиста — важное решение по такому вопросу принял Верховный суд.
Какие ошибки в протоколах ГИБДД допустимы
Содержание статьи:
Как объяснили в беседе с Autonews.ru опрошенные юристы, не каждая ошибка является основанием для того, чтобы избежать административной ответственности. Каждый случай индивидуален и в зависимости от характера правонарушения ошибка в протоколе может быть признана судьей как существенной, так и наоборот. Например, остановленный за нетрезвое вождение автомобилист попытался из-за ошибки в адресе оспорить протокол, который он получил согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП «Вождение в нетрезвом виде». За это нарушителя штрафуют на 30 тыс. руб. и лишают прав на срок от полутора до двух лет.
История началась в сентябре 2022 года в Архангельской области, в деревне Слободка. Водитель сел за руль Opel Zafira и выехал нетрезвым в поле, где его поймали инспекторы. Согласно материалам дела, местом нарушения инспекторы указали просто деревню Слободка и не написали номер дома, у которого поймали водителя. Чтобы отменить наказание именно на этом основании, автомобилист дошел до Верховного суда. Все нижестоящие инстанции указывали, что место нарушения действительно указано с ошибкой, однако признавали, что точный адрес в данном случае никак не влияет на обоснованность решения о нарушении. Осенью 2023 года Верховный суд также оставил это решение в силе. Согласно решению ВС, недостатки протокола в этом случае можно считать несущественными. Более того, при необходимости нужные данные можно восстановить.
Как объяснил изучивший по просьбе Autonews.ru материалы дела юрист Арег Оганесян, в данном случае важен сам факт того, что водитель управлял транспортным средством в состоянии опьянения.
«По логике судьи, наказание за это правонарушение наступает вне зависимости от места совершения преступления. Иными словами: неважно, ехал пьяный водитель возле дома, на парковке или по пустому полю. Если доказан факт управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, такую ошибку в протоколе можно признать несущественной. Поэтому я согласен с позицией Верховного суда: допущенная в этом случае ошибка никак не влияет на квалификацию дела», — сказал юрист.
Фото: Autonews.ru
Когда ошибка в протоколе — повод для отмены штрафа
Но если в случае с алкогольным опьянением, которое еще и подтвердило медосвидетельствование, ошибка в названии улицы несущественна, для ряда других правонарушений такая небрежность действительно может стать основанием для отмены наказания.
«Например, водителю выписывают штраф за остановку под запрещающим знаком, инспектор неверно указывает место нарушения и оказывается, что в этом месте отсутствует знак «остановка запрещена». Такая ошибка в протоколе, вероятно, будет признана существенной», — привел пример юрист.
Как в свою очередь добавил ведущий специалист европейской юридической службы Дмитрий Безделин, все должностные лица, к которым относятся и инспекторы ГИБДД, при привлечении водителей к административной ответственности обязаны соблюдать определенный порядок. Например, согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП России в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе дата и место его составления. Искажение именно этих данных, согласно постановлению Пленума Верховного cуда России от 24 марта 2005 года, будет считаться существенным недостатком. А несущественными — те, которые можно восполнить при рассмотрении, то есть установить точные и дописать в документ.
При этом он признал, что конкретного перечня ошибок сотрудников ГИБДД в протоколах в нормативных документах нет. Однако юрист привел перечень примеров, основываясь на судебных прецедентах:
Фото: Autonews.ru
О том, что список ошибок, которые могут повлиять на допустимость принятия протокола к рассмотрению судом, не так широк, рассказал в беседе с Autonews.ru адвокат Сергей Радько. По его словам, суды часто пользуются формулировкой о том, что неточности не носят существенного характера и их можно исправить в ходе рассмотрения, и принимают протоколы даже с ошибками.
Существенными нарушениями, по оценке адвоката, можно считать место, время нарушения, его квалификацию, то есть указание статьи, по которой в дальнейшем суд будет рассматривать материалы. Однако и эти промахи инспекторов ГИБДД далеко не всегда имеют значение.
«Так, суд может всегда вызвать инспектора ГИБДД, который, к примеру, в протоколе написал 1 января 2022 года вместо 1 января 2023 года. Много нарушений суды фактически сами исправляют. Хотя, на мой взгляд, это не работа судов — разбираться в ошибках и устранять их. Теоретически даже такие ошибки, как описки в имени или отсутствие подписи нарушителя в графе о том, что ему разъяснены права, могут стать поводом для отправки материала на доработку. Но суды на это часто закрывают глаза. А когда речь идет о таких грубых нарушениях, если водитель нетрезвый, суды обычно вообще не обращают внимания на любые ошибки, если само нарушение очевидно», — сказал Радько.
В завершение он дал совет всем водителям, которые заметили, что инспекторы ГИБДД допустили в протоколе ошибки, которые в дальнейшем можно повернуть в свою пользу.
«Если водитель заметил в протоколе ошибки, несоответствия и вообще считает себя невиноватым и видит, что инспектор неправ, я считаю, что советовать инспектору исправлять эти неточности смысла нет. Он их исправит и сделает как надо, и никаких аргументов для оспаривания документа у водителя не останется», — посоветовал Радько.
Эксперт считает, что протокол нужно внимательно прочитать и подписать. Указать на ошибку в протоколе, по его мнению, стоит, только когда она фактически может подтвердить отсутствие нарушения. Например, в материалах указана разметка, знаки или светофор, требования которых водитель якобы нарушил, а их на дороге на самом деле нет.
«Нарушители должны всем уступать». Верховный суд испугал обочечников
Верховный суд запретил управлять машиной без регистрации в ГИБДД
Суд отменил штраф за среднюю скорость: что это значит для водителей