Порвался пыльник ШРУС, рулевой рейки или шаровой: можно ли ездить дальше
В устройстве автомобиля для защиты отдельных деталей и элементов от попадания воды, грязи и мелкого абразива используются пыльники. Также пыльник позволяют защищать от смывания и загрязнения консистентную смазку, которая наносится в местах подвижных соединений. Как правило, в автомобиле можно выделить:
- пыльник ШРУС;
- пыльник шаровой опоры;
- пыльник рулевой рейки.
Важно понимать, что в процессе эксплуатации авто пыльники могут деформироваться, растрескиваться и т.д. При этом порванный пыльник будет означать, что грязь и вода начинают проникать в незащищенные участки, быстро выводя отдельные элементы из строя. По этой причине ездить с порванными пыльниками на автомобиле не рекомендуется. За состоянием пыльников нужно следить, а также своевременно выполнять замену изношенных и поврежденных элементов. Подробнее читайте в нашей статье.
Пыльник: для чего нужен
Содержание статьи:
Пыльник в автомобиле — защитный элемент, который преимущественно устанавливается для защиты подвижных соединений. С учетом целого ряда требований к такой детали, пыльник должен быть эластичным, прочным, устойчивым к перепадам температур, механическому воздействию, воздействию различных химических веществ (например, дорожных реагентов) и т.д.
Чтобы в полной мере соответствовать всем требованиям, пыльники изготавливаются из резины. Также сегодня можно встретить решения, когда вместо резины используется силикон. В целом, средний срок службы резинового пыльника составляет около 100 тыс.км, силиконовые аналоги могут выхаживать до 150 тыс. км. пробега.
Как правило, пыльники устанавливаются для защиты ШРУС, соединений рулевой рейки, шаровых опор. Фактически, пыльник на таких деталях представляет собой защитный чехол, выполненный в виде «гармошки» для подвижности и противодействия растрескиванию.
Такой чехол не позволяет воде, пыли и мелкому абразиву попадать внутрь подвижных соединений в устройстве подвески и рулевого механизма автомобиля. Также пыльники можно встретить и на других деталях, где попадание пыли, грязи или воды может стать причиной выхода того или иного элемента из строя.
Последствия езды с порванным пыльником
Как правило, наиболее сильно подвержены износу те детали автомобиля, на которые постоянно попадает вода, дорожные реагенты и т.д. По этой причине отдельно следует выделить ШРУСы, шаровые опоры, а также места соединений рулевых тяг с валом в корпусе рулевой рейки.
- Чтобы понять, можно ли ездить с порванным пыльником ШРУС, достаточно вспомнить про подшипники в устройстве ШРУСов. Не трудно догадаться, что попадание воды в «гранату» приведет к вымыванию смазки ШРУС, далее начинается сухое трение и усиленная коррозия. Если к этому добавить песок, действующий в качестве абразива, в подобных условиях срок службы ШРУС сильно сокращается. Результат – сначала «граната» хрустит, далее ШРУС начинает стучать, после чего может произойти полное разрушение данного элемента.
Вполне очевидно, особенно с учетом высокой стоимости детали, что если порвался пыльник ШРУСа, ездить на автомобиле настоятельно не рекомендуется до замены поврежденного пыльника. Иногда бывает достаточно проехать несколько десятков километров по мокрой дороге, чтобы ШРУС захрустел в результате попадания под пыльник мусора и воды.
- Что касается шаровой опоры, данная деталь фактически является шарниром. При этом шаровые опоры испытывают достаточно серьезные нагрузки. Если происходит разрыв пыльника шаровой, пыль, влага, песок и грязь быстро разрушают сферический наконечник.
В результате шаровая опора сильно изнашивается изнутри, ресурс сразу сокращается практически до ноля. Как правило, с поврежденными пыльниками шаровые стучат уже через 300-500 км. пробега по мокрой дороге. Если же до разрыва деталь уже отходила какое-то время, выход шаровой из строя может произойти и раньше. При этом когда «палец» шаровой начнет болтаться в своем корпусе, повышаются риски его выпадения. Если шаровая развалится, колесо автомобиля может попросту отпасть, что представляет большую опасность.
- Порванный пыльник рулевой рейки будет означать, что влага и грязь будут попадать внутрь корпуса и воздействовать на вал рейки. На начальном этапе начинается коррозия, далее разрушаются сальники и уплотнители. Если рулевая рейка с ГУРом, возникают утечки рабочей жидкости, что потребует ремонта рулевой рейки или полной ее замены. В отдельных случаях работа без масла в ГУР также может вывести из строя насос гидроусилителя.
Если же рейка без ГУРа или на машине установлен ЭУР, сначала можно столкнуться со стуками рулевой рейки и шумами, скрипами при повороте колес, далее становится все тяжелее поворачивать рулевое колесо. В свою очередь, на автомобилях с электроусилителем руля в подобной ситуации сильнее изнашивается сам усилитель рулевого управления. Причина — повышенные нагрузки.
В любом случае, езда с порванным пыльником рулевой рейки неизбежно приведет к тому, что рулевая рейка достаточно быстро выйдет из строя. По этой причине необходимо отказаться от эксплуатации авто до момента полного восстановления пыльников.
Полезные советы
На любом автомобиле необходимо проверять состояние пыльников каждые 20-30 тыс. км. пробега. Выполнять проверку необходимо даже при полном отсутствии каких-либо признаков неисправности тех или иных элементов, которые указанные пыльники защищают.
В рамках диагностики нужно внимательно осмотреть каждый пыльник на ШРУСах, а также на рулевой рейке и шаровых опорах. В норме, на пыльниках не должно быть трещин, разрывов и других дефектов. Также важно, чтобы пыльник не пересыхал, то есть сохранялась его эластичность. Не лишним будет проверить и надежность фиксации самих пыльников, так как специальные хомуты, которыми они фиксируются, могут повреждаться, растягиваться и т.д. При нормальной установке пыльник не должен болтаться.
Еще добавим, что иногда пыльники могут скрывать определенные проблемы, связанные с утечкой рабочей жидкости. Как правило, связано это с ГУР. Часто бывает так, что если рулевая рейка потекла, масло из гидроусилителя скапливается в пыльнике, при этом снаружи течи не видно, так как жидкость из пыльника дальше не вытекает.
По этой причине некоторые специалисты рекомендуют иногда снимать пыльники для осмотра деталей, особенно если есть подозрение на неисправность или нарекания на качество работы отдельного элемента или механизма.
Если было обнаружено, что пыльник порван, необходимо осмотреть соединение под пыльником. Если уже видны повреждения и коррозия, такую деталь нужно заменить или, как минимум, отреставрировать, так как проблемы будут прогрессировать и все равно потребуется замена/ремонт. Если же видимых дефектов нет, можно попробовать восстановить смазку (например, смазка ШРУС), после чего установить новый пыльник.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем и как смазать ступичные подшипники. Из этой статьи вы узнаете, как правильно смазывать ступичные подшипники, а также на что обратить внимание в рамках замены/смазки подшипников ступиц. Что касается решения ездить с порванными пыльниками, допускается только кратковременное использование авто с минимальными нагрузками и только в сухую погоду. Если дорога мокрая, вода быстро смоет смазку в подвижных соединениях, после чего начнется их активный износ. Также вместе с водой в соединение неизбежно попадет песок и грязь, что приведет к механическим повреждениям.
В результате через достаточно небольшой промежуток времени (около 1000 км. пробега) может потребоваться полная замена / ремонт дорогостоящих деталей (рулевой рейки, ШРУСов и т.д.). При этом такие детали до разрыва пыльников могли иметь минимальный износ или быть практически новыми, однако разрыв пыльников неизбежно выведет их из строя в самые короткие сроки.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что долго ездить с порванными пыльниками настоятельно не рекомендуется. Если пыльник немного треснул, допускается движение до места ремонта, однако о длительной эксплуатации автомобиля речь не идет. Данная рекомендация в полной мере распространяется как на пыльники ШРУС или рулевой рейки, так и на шаровые опоры.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, ГУР или ЭУР. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях гидроусилителя руля от электроусилителя рулевого управления, а также что лучше, гидроусилитель или электроусилитель. В качестве итога следует отметить, что регулярная проверка, а также своевременная замена пыльников позволяет значительно увеличить беспроблемный срок службы других более дорогих деталей и элементов. При этом заменить пыльники ШРУС или рулевой рейки будет несопоставимо выгоднее, чем в последующем ремонтировать или полностью менять поврежденные коррозией и абразивом детали.