Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

Не успели транспортные компании выехать из «коронакризиса», как грянула новая беда — украинская спецоперация, повлекшая за собой введение антироссийских санкций, нарушение логистических цепочек, ослабление международных бизнес-отношений и массу других негативных последствий. Как перевозчики приняли этот вызов, каким образом трудности в отрасли повлияли на потребителей и, главное, чего ждать дальше? Ответы на эти и другие вопросы — в обзоре портала «АвтоВзгляд». Кристина Извекова

Прошлый год многие транспортные компании закрыли в плюсе, если проводить параллель с «ковидным» 2020-м. Были все предпосылки к тому, что отрасль постепенно восстановится, но наступило 24 февраля, и «правила игры» снова изменились. Примечательно, что сразу после начала военной спецоперации перевозчики в большинстве своем зафиксировали всплеск покупательной активности, однако весной показатели стали падать.

— Стагнацию объемов грузоперевозок мы наблюдали в апреле-июне. Бизнес переориентировался на альтернативных поставщиков и рынки сбыта в странах ЕАЭС, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока. А новые игроки, которые занимали опустевшие ниши, выстраивали бизнес-процессы в нашей стране, — рассказал порталу «АвтоВзгляд» заместитель директора ПЭК, глава комитета по транспортной логистике «Деловая Россия» Вадим Филатов.

Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

Разумеется, главной проблемой, которая настигла транспортную сферу, стало нарушение логистических цепочек. Сроки и стоимость перевозок по ряду направлений увеличились в несколько раз, что связано с санкциями и приостановкой букингов глобальными линиями, увеличением тарифов некоторых иностранных партнеров, а также ростом числа задержек и досмотров на границе.

Например, стоимость доставки из Европы выросла на 80—120%, а сроки увеличились на 50—70%. Сохраняются сложности и при транспортировке груза из стран, расположенных на отдельных, островных территориях — в частности, из Японии. На этом направлении работают только глобальные линии, большинство из которых приостановили букинги в порты России. Так что теперь товары из «проблемных» государств доставляются через третьи страны, говорит наш собеседник из ПЭК.

Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

При этом, по словам Андрея Побежимова, руководителя службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК, все маршруты, связанные с перевозкой товаров, попавших под санкции, так или иначе, сводятся к Турции, Узбекистану или Казахстану. А «разрешенные» грузы едут через Прибалтику, Польшу или Беларуссию. Остаются рабочими и все наземные логистические схемы между странами ЕАЭС и СНГ.

Любопытно, что февральские события вынудили перевозчиков внести корректировки и во внутрироссийские маршруты. Почему? Весной из соображений безопасности власти закрыли ряд южных аэропортов, разрешив полеты только в Сочи. Из-за этого транспортным компаниям пришлось увеличить количество наземных рейсов в «жаркие» регионы страны, но на сроки доставки это почти не повлияло — они увеличились на 1—2 дня.

В марте, когда стало понятно, что быстро проблема не решится, перевозчики обратились за помощью к государству. И власти ее оказали: например, до февраля 2023 года они приостановили весогабаритный контроль для продуктов питания и товаров первой необходимости. Кроме того, отменили санкции за перегруз транспортного средства до 10% — ранее «нештрафуемый» порог составлял 2%.

Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

Однако нерешенные вопросы еще есть. Скажем, с начала года стоимость иностранной техники увеличилась вдвое, а стоимость отечественных грузовиков выросла на 70%. Из-за подскочивших прайсов перевозчики не смогут закупать новые машины. Это приведет к общему старению автопарка в отрасли — следовательно, повысится аварийность на дорогах, а сроки поставок будут регулярно срываться.

Эту проблему можно было бы решить уменьшением ставки лизинговых платежей на грузовую технику. Кроме того, в компании ПЭК считают, что необходимо обнулить и ввозную пошлину на прицепы — хотя бы на год. Ведь сейчас таможенный платеж составляет 10%, а это в сложившейся кризисной ситуации ощутимо. Особенно учитывая тот факт, что и обслуживание техники сильно подорожало.

— Расходы на техобслуживание выросли на 30% год к году, стоимость нормо/часов на станциях поднялась на 5—15%, а цены на запчасти увеличились на 20—50%. «Авто-ПЭК» перестроился на альтернативных поставщиков из Китая, Турции, ОАЭ. Но поскольку большинство марок ранее в России представлены не были, выбираем их по итогам собственных тестов: базовые расходники, шины, детали двигателя, устанавливаем на авто и оцениваем качество на закрытых территориях, — говорит директор ПЭК, глава комитета по транспортной логистике «Деловая Россия» Вадим Филатов.

Чем обернется для россиян резкий рост цен на грузоперевозки

Все это, разумеется, отражается и на конечных потребителях, простых гражданах. Как порталу «АвтоВзгляд» сообщили в ПЭК, за период с марта по сентябрь себестоимость перевозки выросла на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. И чтобы не перекладывать расходы на клиентов полностью, компания вынуждена экономить на обслуживании техники, оптимизировать производство упаковки, проводить онлайн-мониторинги каждого рейса.

В свою очередь, представили СДЭК называют другие цифры. По их данным, автомобильные перевозки подорожали аж в 4 раза. При этом выросло и все остальное: себестоимость, оптовые и розничные цены на товары. Если, например, раньше рейс стоил порядка 3000 — 3500 евро, то сегодня его прайс составляет 12 000 — 14 000 евро. А в случаях, когда груз приходится везти через третьи страны, стоимость еще выше.

Чего же ждать дальше? Прогнозировать развитие ситуации в отрасли перевозчики не берутся. По их словам, адаптироваться под постоянно меняющиеся условия работы приходится чуть ли не каждую неделю — причем эти условия только ухудшаются, что сулит новые сложности и увеличение расходов. Но одно ясно наверняка: до конца текущего года позитивных изменений ждать, увы, не стоит.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.